Несмотря на принимаемые правоохранительными органами меры, дистанционные хищения с использованием информационно-телекоммуникационных технологий стремительно набирают силу. По статистике каждый второй житель России получал звонки, SMS-сообщения или письма от мошенников. К сожалению, значительная часть граждан стали жертвами преступников. Данная статья подготовлена по материалам сайтов МВД России.
Телефонные мошенники часто представляются сотрудниками силовых структур РФ (полиции, Росгвардии, ФСБ, МВД), ведь так вероятность напугать и запутать жертву намного выше.
Так, недавно 77-летняя жительница Измайлово обратилась в полицию по поводу мошенничества. На ее телефон позвонил незнакомец, представился сотрудником правоохранительных органов и уговорил передать курьеру всю наличность для открытия «безопасного» банковского счета: якобы деньгами хотят завладеть мошенники. Женщина сначала отдала приехавшему мужчине 14 миллионов рублей. Затем ее убедили обналичить с депозита еще 1,4 миллиона рублей и также передать курьеру. Когда доброхоты перестали выходить на связь, она пошла в полицию. Вскоре оперативники задержали одного из курьеров.
Как же не стать жертвой мошенников, и как их распознать?
Мошенники, представляющиеся сотрудниками силовых структур, работают примерно по одной и той же схеме. Именно по ее ключевым признакам и можно с уверенностью сказать, что на том конце провода находятся злоумышленники. Перечислим, как мошенники обычно выдают себя во время разговора.
Главный признак –на вас выходят сами; значит, от вас что-то нужно.Настаивают на том, что вся информация должна остаться в тайне.
Узнают о сумме, которая хранится на счетах. Спрашивают, в каких банках храните деньги, картами каких банков пользуетесь для оплаты покупок и получения заработной платы.
Неотъемлемой частью этой схемы является момент, когда жертва отправляется в банк, чтобы снять деньги. Так как речь чаще всего идет о крупной сумме, то получить ее без подтверждения своей личности у клиента вряд ли получится. Мошенники опасаются, что настоящие сотрудники банка смогут помочь жертве и отговорят ее снимать деньги. Поэтому во время всех действий с банкоматом они просят не контактировать с банковскими работниками.
Мошенники тщательно готовятся к звонкам жертвам, ведь убедить их становится все сложнее. Они могут называться именами реально существующих сотрудников правоохранительных структур и предлагать проверить эту информацию на официальных сайтах отделений полиции.
Но самое убедительное для жертвы – это проверка официальных телефонных номеров. Если человек начинает сомневаться в словах мошенников, те используют последний козырь: предлагают жертве проверить номер отделения полиции на его официальном сайте, а затем перезванивают с этого номера. Для этого злоумышленники пользуются подменой номера, поэтому доверять любым номерам, с которых звонят «сотрудники», крайне не рекомендуется.
Помните, что сотрудники полиции не будут звонить для того, чтобы выяснить какие-либо подробности из частной жизни человека, номера его кредитных карт или состояние банковских счетов. Также исключены просьбы перевести куда-либо деньги или взять кредит, сообщить пароли и логины от личных кабинетов.
Единственный способ уберечь себя от обмана, если по телефону представляются сотрудниками силовых структур, – повесить трубку и самостоятельно перезвонить на официальный номер отделения. Только в этом случае жертва гарантированно попадет на настоящих сотрудников, а не на аферистов.